Подборка вопросов и ответов. / Каминный зал Ривенделла :: Легендариум Толкина :: Арда :: фэндомы

Каминный зал Ривенделла Легендариум Толкина ...Арда фэндомы 

   Подборка вопросов и ответов.

   Напоминаем, что вопросник всегда открыт, а подписанные вопросы принимают участие в конкурсе.

   Как и прежде, проголосовать за лучший вопрос недели можно в конце поста.

Список вопросов:

     - Что такое трубочное зелье, и насколько оно распространено в Средиземье?

     - Кто такие вар(ь)яги?

     - В каком виде Толкин подразумевал "магию"? (конкурс)

     - Глорфиндель из "Властелина колец" и Глорфиндель из "Сильмариллиона" один и тот же эльф, или нет? (конкурс)

     - Если бы Саурон получил Кольцо и завладел Средиземьем, как могли отреагировать валар? (конкурс)


Всегда интересовало хоббитское трубочное зелье. У Толкиена есть описание что это за растение? Курят ли его только хоббиты, (помнится трубку курили и Арагорн, и Гендальф, кажись и гномы покуривали). Каково распространение трубочного зелья (и связанной с ним привычки) в Средиземье?

   Ответ на то, чем было трубочное зелье, Толкин даёт в предисловии к “Властелину Колец”. По его словам, это сорт растения Nicotiana, попросту говоря - табак. Как известно, табак был привезён в Европу из Америки; во временной линии Средиземья, американский континент ещё не был открыт, но конкретный сорт табака (к нашему времени исчезнувший) произрастал в Нуменоре. Оттуда он был привезён в Гондор, где всё так же рос в диких условиях, иногда применяясь в лечебных целях и ценимый за красоту цветка.

   Хоббиты были первыми, кто начал курить табачный лист. Вероятно, это произошло ещё в Бри, а после заселения Шира они доместифицировали растение, и начали его выращивать на своих фермах (около 2670 Т.Э.). Из Бри, по торговым трактам Эриадора, табачное зелье распространилось по другим землям Севера. Гномы и люди вскоре разделили эту привычку в не меньшей мере, чем хоббиты - однако, то касается лишь Эриадора и Рованиона. Достоверных свидетельств о такой традиции в Гондоре и Рохане у нас нет.

   Табак стал главным товаром Шира. Старый Тоби, Лонгботтомский Лист, Южная Звезда и другие марки позволили хоббитам жить за счёт торговли с окружающим миром. Сами хоббиты считали табакокурение искусством, и часто соревновались в умении выпускать дымные кольца.

   Что касаемо привычки и вреда здоровью - Толкин о них попросту не знал. Будучи заядлым любителем табакокурения, он умер до того, как американские корпорации начали менять химический состав табачных изделий, вызывая привычку и поганя здоровье. Курил он большую часть своей жизни, и ни разу не испытывал от того проблем. То же можно сказать и о его героях.


Арда,фэндомы,Каминный зал Ривенделла,Легендариум Толкина


Кто такие варяги? Это вроде как викинги, но почему они живут в Кханде? И что такое Кханд.

   О, вот это вопрос из разряда моих любимых, потому что затрагивает “глубинную лингвистику” - те случаи, когда Толкин заигрывает с очень древними, не очевидными и едва ли понятными простому читателю смыслами слов. Однако, сперва пару предложений об очевидной трактовке:

   Variags - слово, которое можно либо перевести по смыслу как “варяги”, либо записать как полу-транскрипцию английского звучания - “варьяги”. Второй вариант мне кажется предпочтительней, так как Толкин не отсылает к варягам напрямую, а лишь создаёт созвучие. И, как ни странно, то, что русскоязычному читателю сразу становится понятно, не знают большинство англоязычных читателей! Даже крупнейшие исследователи Толкина на западе, когда говорят о славянском происхождении слова, считают это большим открытием. То, что для нас очевидно, вызвало удивление даже у Кристофера Толкина.

   Итак, варяги - славяне называли так скандинавских воителей и путешественников, что по пути “Из варяг в греки” часто посещали Русь, и даже, согласно норманнской теории, могли сыграть ключевую роль в становлении государственности восточных славян. Попросту говоря - викинги. Греки набирали из их числа варяжскую гвардию, бывшую элитным подразделением второго Рима. Римские императоры свергались и возвышались её капитанами, а в рядах гвардии были не только скандинавы, но и жители Руси. Последнее создаёт одну из теорий - вярьяги Толкина являются не народом, а кастой воинов-наёмников, в пользу чего говорит описание их боевых навыков и вооружения.

   Однако, Толкин часто прибегает к изначальным, уже позабытым значениям слов. “Варяг” происходит от древненорвежского Vaeringjar, которое восходит к древнегерманским корням vara, vaerr, vari и vaeringr. Последнее имеет следующее значение (по Оксфордскому словарю) - “тот, кто находит убежище вдали от дома; иноземец, прижившийся на чужой земле”. Попросту говоря - пришлец, натурализовавшийся иммигрант. Именно под это значение подводится вторая теория.

   В начале второго тысячелетия, когда Гондор был на пике могущества, его восточные границы пролегали у моря Рун. Миналькар, (будущий король Ромендакил) отбивал частые, но небольшие набеги восточан. В Книге королей сказано, что иногда к набегам восточан присоединялись северяне, считавшиеся верными союзниками Гондора. Неизвестно, делали ли они это из жажды наживы, или то была борьба за власть между кланами северян - но в итоге Миналькар разбил большие силы восточан, вступив в союз с королём северян Видугавией. Мятежные северяне были изгнаны, и бежали на юг - вероятно, очутившись однажды в Кханде. Третья же теория гласит, что “имигрантами” могли быть нуменорцы - и в таком случае, Уста Саурона вполне мог происходить из их рода.

   Кханд - это земля между Харадом и Рун, к востоку от Мордора. Её народ - смесь восточан и харадрим, управляемая (sic!) чужеземной элитой. Опять таки, это могут быть как чёрные нуменорцы, так и варьяги-северяне. Кханд, в отличии от Харада и Рун, обладал большей независимостью. Его народ не был слугами Саурона, а на войну они шли скорее наёмниками, элитой среди солдат. У них едва ли был король - скорее, множество кланов, разбросанных по региону. Это то немногое, что мы можем сказать об этой загадочной стране.


Арда,фэндомы,Каминный зал Ривенделла,Легендариум Толкина


И все же, что там насчет "магии"? В смысле, кто и в каких объемах мог делать нечто сверхъестественное по меркам нашего современного мира? Я слыхал, что вроде-бы Толкин не подразумевал магию в том смысле, в котором мы привыкли ее видеть в современном фэнтези. А в каком тогда он ее подразумевал?

   Магия у Толкина - вопрос сложный потому, что сам Толкин часто задавал себе вопрос о её природе. Относительно точный ответ состоит в том, что магия - это обобщающее слово людей и хоббитов, которым они отмечают всё, что выходит за грань их познаний о мире. Магия - это в первую очередь врождённая, природная способность эльфов и айнур к воздействию на мир. Для них, ворожба - нечто естественное, часть их природы, которая всегда пребывает с ними. Кроме собственно magia (физическая магия), есть ещё и goeteia - то, что воздействует на сознание, мысли и душу. Обе стороны прибегали к ним, а разница заключалась лишь в мотивах.

   Люди, гномы и хоббиты были лишены “магических” способностей. Исключения - потомки эльфов и майар (род Берена и Лютиэн), которые пусть и не в полной мере, но несли в себе эльфийскую природу. К их способностям можно отнести дар прорицания и исцеления, а также ни с чем не сравнимую (по меркам людей) стать королей Нуменора и королевств в изгнании.

   Магию нельзя передать; лишь обучить мудрости, заклинаниям и ритуалам. Гномы и люди применяли знания, полученные от эльфов и морготингов, в ковке оружия, возведение чудес архитектуры и знахарстве. Но это не была магия - лишь её тень.

   Те, кто имел более тёмные намерения, обладали куда большим простором. Источник их сил  - сама земля, искажённая Морготом, и содержащая часть его могущества. Саурон черпал силу из Искажения, и так же поступали те, кто получил от него тёмные знания. На этом строилась “магия” назгул, усиленная и сфокусированная Кольцами власти.

   Для примера, мне видится очень точной цитата, чьё авторство я, увы, не помню - “в глазах менее развитой цивилизации, достижения более развитой всегда будут казаться магией”. Именно в таком значении Толкин и применял это слово - нечто, что является частью чей-то природы, но непонятно простому хоббиту.


Арда,фэндомы,Каминный зал Ривенделла,Легендариум Толкина


Глорфиндель из "Властелина колец" и Глорфиндель из "Сильмариллиона" один и тот же эльф, или нет?

   Глорфиндель, нолдо Гондолина, погиб в один день с городом - разбился о скалы в поединке с балрогом, пожертвовав собой ради спасения Туора и Идриль. Как и все нолдор-изгнанники, он оказался в Чертогах Мандоса. Однако, в отличии от других, он вскоре был прощён. Во время мятежа нолдор он занимал умеренную позицию, а в Средиземье предстал благородным и мудрым воителем, своей жертвой приведший к рождению надежды для людей и эльфов. Манвэ вернул ему тело, и наделил силой, почти равной силе майар. Вместе с Голубыми магами, он был отправлен в Средиземье в тот же год, когда Саурон выковал Единое Кольцо и воздвиг Барад-дур. Глорфиндель стал посланником валар, и выручал эльфов Средиземья во многих войнах, что последовали вскоре. Однако, из-за своей полу-ангельской природы, он не проявлял себя в полной мере; и оттого оказался незаслуженно забыт преданием. Однако, ответ остаётся однозначным - один и тот же эльф сражался с балрогом в Гондолине, разбил армии Короля-чародея у Форноста, и доставил Фродо в Ривенделл.


Арда,фэндомы,Каминный зал Ривенделла,Легендариум Толкина


Если бы Саурон каким-либо образом всё таки заполучил Кольцо, и вновь подверг Средиземье своей тирании, как бы отреагировали на это Валар, учитывая, что они до сих пор почти не вмешивались в дела за пределами Заокраинного Запада (за исключением отправки в Средиземье пятерых Истари)?

   Боюсь, они бы не сделали ровным счётом ничего. В лучшем случае - способствовали бы партизанской войне, а их агенты в Средиземье строили бы планы по свержению Саурона. Валар ни под каким предлогом не вмешались бы в дела Средиземья так, как это случилось в конце Первой эпохи - из-за страха уничтожить мир. В результате мог бы выйти дивный рассказ про хоббичьи партизанские ячейки на оккупированной территории, вырезающие орочьих солдат по одному, харизматичного и хитроумного Короля-чародея, прозванного “Охотник на хоббитов”,  и юную девушку-нуменорку Шошанну, которая притворяется урук-хаем, заманивает верхушку Мордора в театр Осгилиата, и сжигает там всех вместе с собой и своим чернокожим любовником-харадрим… Да только оно нам надо?

   Вопрос риторический. Ибо да, мне тоже хочется почитать про такое.


Арда,фэндомы,Каминный зал Ривенделла,Легендариум Толкина



Подробнее

Арда,фэндомы,Каминный зал Ривенделла,Легендариум Толкина
Лучший вопрос недели
В каком виде Толкин подразумевал "магию"?
90 (41.3%)
Глорфиндель из "Властелина колец" и Глорфиндель из "Сильмариллиона" один и тот же эльф, или нет?
52 (23.9%)
Если бы Саурон получил Кольцо и завладел Средиземьем, как могли отреагировать валар?
76 (34.9%)
Еще на тему
Развернуть
Мораль: натуральный табак - это магия. Поскольку уже почти пропал из нашего мира:(
а то что сейчас называется табаком лишь бледная тень его былого величия
Последний вопрос хорош! Напомнил мини-войну хоббитов из ВК.
А что с табаком? Если взять натуральный, он не вызывает привычку и не портит лёгкие?
Тяжело сказать - сперва нужно найти этот самый "натуральный". Старожилы говорят, что без всякого вреда здоровью и курят, и нюхают. Но эти старожилы всякое говорят...
Натуральный табак курили не легкими, а ртом, так что никотин всасывался через слизистую. А когда в табаке половина соломы - то его и приходится вдыхать для большей пручести, но и с более тяжелыми последствиями.
У меня есть вопрос: откуда вы черпаете всю эту информацию? Не помню, чтобы во Властелине колец, Хоббите, Сильмариллионе было это все. Список литературы в студию.
Властелин Колец, Хоббит, Сильмариллион, двенадцатитомник История Средиземья, Письма, и всякое прочее по мелочи. Если вопрос к конкретному фрагменту - отвечу точнее.
А можно задать вопрос не по оригинальному ЛоРу?

Когда читал Перумовское Кольцо Тьмы, очень интересно было, всю кучу народов, событий прошлого и т.п. он сам выдумал или таки взял из оригинальной вселенной?
Мимо Мимо 02.05.201601:52 ответить ссылка -6.4
С четвертинки на половинку. Он же писал о Четвёртой Эпохе, а о ней, если не ошибаюсь, мало что известно. Основывался Перумов, как минимум, на Хоббите, ВК и Сильмариллионе, но новая концепция добра-зла и народы - его фантазия. Считай, что фанфик.
Фанфик целиком и полностью. География, этносы, персонажи и их мотивы, сама философия произведений - всё чужеродное, и лишь эксплуатирует Легендариум.
Спасибо)
Грустно это как-то, на самом деле, на счет последнего вопроса.
С другой стороны, раньше ведь Саурона как-то победили и вместе с кольцом, а до него не одно тысячелетие как-то стояли против много более мощных армий Моргота.

Кстати, на счет "уничтожить мир" в случае прямого вмешательства Валар и их драки с Сауроном в полную силу - на мой взгляд преувеличено. Несомненно, это нанесло бы существенный урон землям, и убило немало народу, но ведь даже во время Войны Гнева против самого Мелькора и его полчищ разрушило и затопило лишь относительно небольшую часть континента.
Я сомневаюсь, что Саурон, который был во всём лишь слабой тенью своего хозяина (начиная с собственных сил, и заканчивая его армией, в которой не было сотен прочих темных Майар (в облике балрогов) и тысяч драконов во главе с Анкалагоном-мать-его-Черным), дерись он в полную силу против сил Валар, смог бы привести к такому же по масштабам ущербу.

Но не спешите ругать, я лишь фантазировал "а что если". В принципе, я могу согласиться, что если бы к ним снова поплыли с мольбами о помощи, они бы лишь со словами "Шо? Опять!?" приложили длани к своим ликам. Оно, в принципе, и не особо удивительно, учитывая, что на руках многих эльфов Средиземья все еще лежит кровь со времён Великой Резни, а на люди так и вовсе, по меркам Валар, еще вчера откровенно враждовали с ними.
Про уничтожить мир - я выражался скорее образно. Уничтожены бы оказались многие регионы, и государства людей и эльфов оказались разорены. Сама Арды бы пострадала мало, да. Но в представлении простого люда - мир был бы разрушен.
Так тогда и мир был намного более молод и полон... "жизненной энергии", что ли.
У Профессора весь Сильм идет лейтмотив Золотого Века и светлой ностальгии по великим временам. Боги, полубоги, герои, демоны, хтоническая стихия (если мы сравним с другими эпосами) - всё этого угасло, Война Кольца - едва не последний отголосок наследия Того, Великого.
И что-то мне кажется в порядке злостной отсебятины, что в Четвертую Эпоху нуменорское наследие Гондора в любом случае неминуемо продолжило угасать, а род Элессара через Х поколений пресекся. Ибо время чудес всё, настало постылое и обыденное настоящее.
Ну если принимать, что Арда и Земля - одно и то же, то скорее всего, так и есть.
“в глазах менее развитой цивилизации, достижения более развитой всегда будут казаться магией”
Это один из законов Артура Кларка.
zSartan zSartan 02.05.201605:18 ответить ссылка 1.7
И следствие из него: "Любая хорошо изученная магия становится технологией".
Про варягов.
Для англоязычных это мало очевидно, потому что в публицистике их обозначают как викингов, без различения.
Англоязычные их ещё называют Варанги, на греческий манер.
"во временной линии Средиземья, американский континент ещё не был открыт" Эмм... В Арде где-то есть американский континент?
Tormoz Tormoz 02.05.201620:22 ответить ссылка 0.0
Арда - это Земля. Готовим пост про континенты.
"Земля эпохи мифов, какой она была бы по представлениям средневековых людей." Лично я вывел для себя такого рода понимание географии Профессора, поскольку он все-таки посвятил жизнь изучению эпосов, а не вопросам геологии. Причем вывел это после натыкания в тексте на то место, где гномы "умалились" со временем (можно предположить, до тех же цвергов из германских сказаний намного позже.
Только зарегистрированные и активированные пользователи могут добавлять комментарии.
Похожие темы

Похожие посты