Это не метафора.)
Аулэ выковал горы, и придал миру известное очертание. Правда, Мелькор потом его немного подправил, но всё же..
Я смотрю, кто-то тут симпатизирует Тёмным силам?)
Замысел Илуватара неизвестен, но я почему-то убеждён, что Мелькор должен был стать Королём Арды и воплотить Песнь в жизнь. Если бы его желание найти Пламя не завело его во Тьму.... Все прочие Айнур и вправду будто бы рождены "в дополнение", под конкретную специализацию, зная лишь каждый отдельную часть Замысла, когда Мелькору была известна часть от известного всем, то-есть спектр его знаний значительно шире, пусть и не глубже. Он был рождён править, но, как бы необычно это не звучало, Создатель просчитался. Сам Толкин писал, что два раза в истории Мелькор оказался практически на равных с Илуватаром - разумеется, только исключительный айну сумел бы.

А вообще, осторожней с формулировками нужно быть - не хочу, чтобы меня заклевал огромный орёл или раздавило говорящее дерево.))
Вот мой перевод строчек с её упоминанием из Лэ о Лэйтиан. Как по мне, производит впечатление майа:
http://joyreactor.cc/post/1477811
Главный же аргумент в пользу её майарскости - это умение менять форму, описанное в Лэ и Сильмариллионе.
Мне в Аулэ видится особый трагизм, ведь он, названный Кузнецом Арды, выковавший как таковую нашу планету, был вынужден наблюдать за её Искажением и увяданием. При этом его амбиции как Творца были сопоставимы с амбициями раннего Мелькора - гномы тому пример. Возможно (если не брать в расчёт разницу в изначальном могуществе), Аулэ - это то, кем бы мог стать Мелькор, смирившись с запретом брать на себя власть Творения, которой владеет лишь Эру. Аулэ более христианский, смиренный и принявший свою роль в истории, а Мелькор - падший Люцифер, не согласный с запретом творить за гранью Замысла. Это в моём видении, а уж как оценивать в такой ситуации их обоих - дело личное..
Вы правы, у него в тот момент могли быть даже самые невероятные существа припрятаны, но речь всё же идёт о изображении Падения Гондолина, а в связи с этим Толкин выразился очень ясно - драконы были, но ползучие, орки, балроги, даже железные танки были. Но никого сверх этого он не упоминал.
Мы мало знаем об иерархии Ангбанда.) Есть все основания полагать, что балроги - это тоже майа, как и первые драконы. То-есть, порой они выполняли не только полководческие, но и солдатские функции.
К тому же, Саурон не всегда был правой рукой Мелькора, порой даже попадая в немилость. Он создал на своём островке этакое мини-Утумно, где считал себя полновластным господином. Полагаю, Тхурингветиль была верна лично Саурону, и потому в её подотчётности нет ничего странного. Моргот же для неё - не господин, господин рядом. "Вассал моего вассала не мой вассал".)
Насчёт падальщиков - возможно, это некий "параллельный" вид, мутация именно от первых попыток создания крылатой твари. Мы же не знаем, сколько раз Мелькор создавал "брак", прежде чем родился Анкалагон и ему подобные.
Названия напомнили.)

Děkuji vám, dobrý muži!
Как правильно отметила Шэль, они особенно подвержены вырождению, ввиду того, что Мелькор не умел творить - только извращал существующее. Можно назвать это неконтролируемой генетической мутацией, которую сам Мелькор и запустил. Орки - один из ярких примеров вырождения, ибо в Первую Эпоху они были крупнее, сильнее и "ближе" к эльфам физически.
Что касается майа на службе у Саурона - он сам был исключительным Майа, достигшим в период своего величайшего могущества уровня Вала (по признаниям Профессора). Были майа более и менее могущественные, и одни порой были подотчётны другим.
ммм... Мадемуазель знает толк.) Никогда бы не додумался до такой комбинации.