Мы ждали практически две недели, но так и не дождались существенного разрыва между фаворитами голосования. Нам не остаётся ничего, кроме как признать победителями обоих - Короля-чародея (вопрос о назгул) и Sains'а (вопрос о конце времён).
Между тем, новая подборка, и новая возможность заработать медальку интересным вопросом. Спамить вопросы, как и раскрывать авторство - нельзя, а подписываться просим ссылкой на профиль.
Список вопросов:
- Было ли у Финголфина 3 сына, или всё-таки 2?
- Какова история Одинокой горы до прихода гномов?
- Что за существа "старше самого Саурона" обитали на дне Мории? (конкурс)
- Являются ли события в стратегии The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth II: The Rise of the Witch-king каноничными или хотя бы не противоречащими канону? (конкурс)
- В Средиземье действовали те же физические законы (+/-), что и в нашем теперешнем мире? (конкурс)
В "Википалантире" нашёл любопытную статью про Аргона, сына Финголфина. Вроде бы как он существовал, но в "Сильмариллионе" его нет. Какое ваше мнение на это счёт - было ли у Финголфина 3 сына, или всё-таки 2?
Интересный мне удался экскурс в прошлое - ибо это я написал в Википалантире статью про Аргона, около двух лет назад. В целом, ответ кроется в самой статье - “Аргон не появляется в опубликованном Сильмариллионе, так как возник лишь в поздних черновиках Толкина”. Противоречия между черновиками и опубликованными работами Толкина - одна из ключевых проблем толкинистики. Как я люблю говорить - у Толкина есть его лучшие идеи, его поздние идеи, и его опубликованные идеи, которые редко являются одним и тем же. Кристофер, взявшись за публикацию Сильмарионна, взял на себя огромный риск; работы его отца были многочисленны, противоречили одна другой, и многие не были окончены. Опубликованная версия Сильмариллиона - компиляция многих историй, возникших не одновременно, но большей частью - во время и вскоре после работы над Властелином Колец. Это “срединный этап” Легендариума, наиболее лёгкий в том, чтобы с ним работать.
В противовес есть “поздний этап” - последние годы Толкина, когда он переосмыслил многие идеи, и дополнил другие. Так, например, он отказался от идеи плоского мира, сделав Арду изначально сферической, а легенду о сотворении Солнца и Луны и вовсе исключил из истории. Особое внимание Толкин уделил генеалогии - и тогда возник четвёртый ребёнок Финголфина. Его судьба незначительна - он гибнет по прибытию нолдор в Средиземье, сперва сразив орочьего военачальника в битве. Но есть и более запутанные изменения; так, загадкой становится происхождение Гил-галада. В “срединный этап” его отцом был назван Фингон, что и было сказано в Сильмариллионе; однако, позднее Толкин отдал отцовство Ородрету. В свою очередь Келеборн, впервые возникший во Властелине Колец, менял происхождение ещё чаще, успев побывать простым синда из Дориата, значился родичем Тингола, затем - роднёй Кирдану, и наконец был назван тэлери из Амана по имени Телепорно.
Кристофер был поставлен перед сложным выбором - делать ли Сильмариллион из “устаревших”, но связных и законченных черновиков, либо же экспериментировать с последними работами отца. Однако, он опасался навредить замыслу Джона, а потому очень чутко, стараясь не добавлять от себя, взял за основу “срединный период”, изредка принося элементы из позднего. Позднее Кристофер признавал, что принимал неверные решения - но Сильмариллион, будучи опубликован, встал в основной костяк Легендариума, вместе с ВК и Хоббитом. Когда были опубликованы черновики, возникла изрядная путаница, которую уже никому не под силу разгрести. Однако, не стоит воспринимать что-то из этого как “неканон” - все работы Толкина, противоречащие друг другу, являются частью предания, по-разному пересказанного и иначе переданного. А потому и Аргон, скорее всего, существовал - просто того, кто “писал” Сильмариллион (а именно Пенголода), этот конкретный эльф не интересовал - вот он и выбыл из предания. В конце концов, и реальные исторические документы рассказывают об одном и том же событии по-разному - ведь всё зависит от знаний и точки зрения летописца. Этим Легендариум до чудесного правдоподобен.
Какова история Одинокой горы до прихода гномов? Как она появилась?
Ничего не известно об Одинокой горе до того, как рядом с ней поселились люди - да и о том времени сказано мало. Гора там просто была, с тех самых времён, как мир принял привычные нам очертания. Высокий ориентир, возвышавшийся над регионом, привлёк туда людей - племена северян, которые поселились у вод реки Келдуин, основав, вероятно, первый Озёрный город в середине Третьей эпохи. Гномы тогда не нуждались в Горе, и не знали о её богатствах. Столицей длиннобородов был Казад-дум, великие чертоги Мории, а часть от ещё двух кланов обитала в Голубых горах; далеко но востоке, вдали от известных карт, находились восточные горы Орокарни, где правили оставшиеся четыре клана. Все прочие горы либо были пусты, либо заняты орками.
Всё изменилось, когда балрог пробудился в мифриловых шахтах. Казад-дум был оставлен во тьме и пламени, а изгнанники разбрелись по миру. Часть оказалась у родичей в Голубых горах; другие пришли в Серые горы, и выбили оттуда орков, надеясь однажды возвратить свою древнюю столицу Гундабад; третья группа, ведомая королём Траином, пришла в Эребор в 1999 Т.Э. Они основали там крепость, ставшую им домом, и вскоре обнаружили богатые залежи драгоценных металлов, и именно тогда был добыт Аркенстон. Заслышав о их богатстве, северяне возвели у самой Горы город Дэйл, и оба поселения начали процветать. Однако, уже сын Траина, Торин I, оставил гору с большей частью своего народа, чтобы поселиться в великих чертогах Серых гор. Там гномов настигли драконы, прилетевшие с Севера и убившие короля Даина. Вновь потеряв свой дом, гномы вернулись в Эребор, где их залы оставались нетронуты. Трор стал новым королём, а Одинокая гора - столицей длиннобородов. Вновь потекло золото, и снова взвились знамёна над Эребором - именно таким застал его Смауг, которого слухи приведут к вратам гномов спустя 180 лет после повторного заселения.
Что за существа "старше самого Саурона" обитали на дне Мории?
В летописях смутно упоминаются создания, населившие Корни Арды, и не столько потому, что о них совсем не знали - а скорее потому, что про них не хотели рассказывать. Моргот создал много тварей, вложив в них всю свою злобу и ярость, и позволил им бродить по миру. Иногда он искажал существующее, и искажением превратил пленных эльфов в орков; порой он призывал себе на службу могучих духов из Пустоты, совращая их и низводя до своих чудовищных слуг - такими были балроги; бывало также, что он давал волю фантазии, и из его замысла рождалось нечто, не наделённое душой и духом, неестественное и чуждое этому миру - и вот тут начинается Говард Филлипс Лавкрафт. Неизвестно, кем был Глубинный страж - но это было создание определённо неучтённое, выходящее за рамки и не относимое к известным категориям. Толкин не уточняет, был ли Страж чем-то уникальным, но вполне определённо заявляет - в глубинах мира, путешествуя во тьме по бесконечным туннелям, обитают создания похуже балрогов и драконов.
Откуда они взялись - вопрос всегда открытый, но имеющий ряд предположений. Дело в том, что технически никто не может быть старше Саурона - как и все айнур, он появился до создания Вселенной. Вероятно, имелось в виду что а) они пришли в мир до физического воплощения Саурона, либо б)они были в мире до того, как Саурон стал Сауроном - т.е. совершил Падение, встав на сторону Мелькора. Первое объяснение состоит в том, что они - те самые духи из Пустоты, многочисленные майар, бродившие по Вселенной. Мелькор, внося Искажение, притянул к себе многих, кто имел схожие помыслы - а затем использовал и превратил в ктулхуобразных тварей. К тому же, многие духи прибыли в Арду из благих побуждений - когда мир был создан, это почувствовали далеко за пределами мира, и из оказавшихся тогда в Средеземье духов возникли создания, которых мы позднее назовём дриадами, наядами, феями, нимфами, русалками, лешими, фавнами и т.д. Мелькор мог исказить некоторых, как и переманить на свою сторону; впрочем, неясно, подчинялись ли они вообще кому-то. В пользу этой теории говорят те места в легендах, где сказано о иных мирах - ведь Арда не была единственной планетой в Эа, и Тулкас, как известно, пришёл в наш мир из другого.
Другое объяснение состоит в том, что твари подземного мира, кем бы они ни были изначально ни были, являются бракованными изделиями Моргота. Он был лишён права творить, но много пытался; прежде, чем создать могучих крылатых драконов, дышащих огнём, он создал медленного бескрылого Глаурунга. А сколько было попыток до Глаурунга? И сколько тварей, забракованных и доведённых Искажением до ужасающего состояния, обитает теперь глубоко под землёй? Достаточно вспомнить Глубинного стража, и осознать тот простой факт, что он - не единственный, и, вероятно, не самый страшный. И пока думаете об этом, фоновая музыка медленно сменяется с радостного A Elbereth Gilthoniel на монотонный и гулкий Пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн.
Являются ли события в стратегии The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth II: The Rise of the Witch-king каноничными или хотя бы не противоречащими канону?
Эта одна из тех игр, что на удивление бережно отнеслась к первоисточнику. В то время как первая часть - пересказ событий фильма, а ванильная вторая - фантазия на тему северной войны, “Восхождение Короля-чародея” осторожно следует тому, что известно об Ангмарской войне. Не вдаваясь в детали, скажу лишь, что вольности авторы допустили в персонажах. Впрочем, то и понятно - необходимо было создать линейку героев для Ангмара, и сделано это максимально корректно, оперируя логикой и законами мира. Что до сюжета - он пересказывает события, происходившие на протяжении более пяти столетий. Из-за того, что оказался выбран такой широкий период, авторам не пришлось многое выдумывать - они просто перескакивают от одного известного сражения к другому, проматывая десятилетия в промежутке. Ход Ангмарской войны, основные действующие лица, причина и следствие - всё это сохранено, и аккуратно подано. Единственное, к чему можно придраться - не совсем точные карты, сопровождающие загрузочные ролики. В остальном - самая “каноничная” из игр по Толкину эпохи “Electronic Arts - Warner Brothers”, пусть и уступает в этом играм от Vivendi.
В Средиземье действовали те же физические законы (+/-), что и в нашем теперешнем мире? Например, работали ли там компьютеры на базе ламп или кремниевых процессоров, запускался ли ДВС, горел ли наш порох? Т.е. на что опираются фейерверки Гендальфа и ортханкский огонь, химию, магию, техномагию? Ведь любая достаточно развитая технология неотличима от магии, вот и решили прогрессоры с Сириуса устроить социальный эксперимент в рамках одного суперконтинента, прикинувшись богами при минимальном вмешательстве (за исключением некоторых личностей). Ограничивали/направляли развитие примитивных рас, а сами пользовались iПалантирами, строили термоядерные фонарики мощностью 11,583 ГВт, выводили генномодифицированных эльфов, меняли физические константы.
Да.
Ну даже не знаю, что добавить.)
Законы физики совершенно те же, и та же химия, биология, тектоника и тому подобное. Если говорить примерами - Средиземье сродни историко-легендарной эпохе короля Артура или Греции Гомера. Древние греки имели представление об атомах и догадывались о природе электричества, а огонь на факелах Камелота горел из-за кислорода, а не по волшебству; так и порох у Толкина - почти идентичен нашему, а “магия” эльфов является лишь частью их природы, как способность светиться или даже генерировать ток является частью природы некоторый рыб, головоногих моллюсков, электрических угрей или скатов. Но при этом, наряду с естественным, настоящим миром, существует элемент сказочности, остаток легендарной эпохи, когда Боги ходили по земле. У Гомера это кентавры и циклопы, в артурианском цикле - драконы и колдуны. Разница лишь в том, что мир Толкин - это не отблеск Эпохи Легенд (когда последние драконы доживают свой срок), а сама Эпоха Легенд (когда драконы только родились и множатся). Это наш, обыкновенный мир, в котором полно необыкновенного; наверное, легче всего это представить как некий особый химический элемент, Октарин Терри Пратчетта, позволяющий повлиять на мир в рамках его законов - но не изменить сами законы. Повторюсь - у Толкина работает тектоника, в Средиземье правдоподобный ландшафту климат, а создать огонь из ничего не могут даже волшебники. В конце концов, если встретить в городском парке дриаду, это пусть и сделает мир чуточку волшебней, но не отменит его физических законов.
Подробнее
Лучший вопрос месяца Чем заканчивается история Средиземья? 55 (28.8%) Были ли у назгулов доспехи и тела? А корона была только у ангмарца? И в чем заключалась его "магическая" сила, что он назывался Ведьмаком? И не охренел я на количество вопросов? В каком виде Толкин подразумевал "магию"? 55 (28.8%) 42 (22.0%) Как народы Средиземья теряли магические и технологические знания? 39 (20.4%)
Арда,Arda,фэндомы,Каминный зал Ривенделла,Легендариум Толкина
Что за существа "старше самого Саурона" обитали на дне Мории? | |
|
190 (67.6%) |
Являются ли события в стратегии The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth II: The Rise of the Witch-king каноничными или хотя бы не противоречащими канону? | |
|
42 (14.9%) |
В Средиземье действовали те же физические законы (+/-), что и в нашем теперешнем мире? | |
|
49 (17.4%) |
по поводу физических законов - слишком много магии, чтоб говорить о их идентичности с нашими законами
взять того же Смауга
начиная от биологии - соразмерность размера мозга и размера тела для разумности (Коэффициент энцефализации) и количества сердец, до физики - соотношение массы к размерам крыльев
с одной стороны - плохой пример, магическое создание чуть менее чем полностью
с другой - такой магической "отмазкой" можно любой казус объяснить
и так куда не ткни
Т.е. есть список исключений(большие существа, мифрил, например), но за их пределы "магический реализм" не высовывается.
гномы, эльфы, орки, хоббиты
а учитывая то, что мир местами был плоским..
нельзя быть немножко беременной
имхо, в Средиземье действовали похожие на наши физ.законы, но учитывающие наличие магии, что делает их совершенно иными
Да, есть магическое воздействие, но тем не менее там, где его напрямую нет - никакие реальные законы не нарушаются.
Это как и в любой качественное научной фантастике/фэнтези - наличие самого факта гипернауки/магии не делает остальные принципы и законы "другими", если их не касаются специально. Это часть каждого фантастического произведения.
интересно, пигмеи тоже мало восприимчивы к Кольцу?
физический закон - универсален и устойчив, т.е. распространяется на всех и не меняется со временем
а в мире магии, в любом, на это кладётся с пробором
есть магия - физ.законов нет
Т.е. маленькие люди никаким образом не нарушают законы природы.
Закон устойчив? Хорошо? Так почему я могу молотком изменить структуру пластилина? Он же как аналогия материи - вполне устойчив и реален. Но у меня есть вполне себе инструмент, который тоже подчиняется своим законам.
Человек с огнестрелом, аптечкой и рацией, что попал в древний мир тоже нарушает законы природы? Когда использует свои инструменты и знания(медицины, химии, физики)? С точки зрения аборигенов - да.
Исходя из вашей фразы - наличие магии сразу уничтожает физ. законы, чего нет НИ в одном сеттинге(хотя относительно это может быть в Старом Мире Тьмы). Дерево все равно горит, от ран биологические объекты умирают и кровоточат, а металл требует высокие температуры для плавки.
закон на то и закон, что он не меняется под воздействием огнестрела
если он им поддаётся - это не закон, а ошибочная теория.
извиняюсь, гуманитарий?
если нет, то откуда такое отношение к точным (!) наукам?
если да, то должен понимать разницу между научной фантастикой и просто фантастикой (эпосом, мифом,сказкой)
Закон как раз спокойно может быть ошибочной теорией. Почитайте историю науки - там очень много старых теорий, которые со временем были отодвинуты на задний план. Потому что прогресс. И даже сегодня то, что какой-то принцип является законом не делает его истинным и объективным на 100%. Мы далеко не все знаем про окружающею среду.
Такое отношение, потому что уверенности в истинности точных наук нет никогда. Да, на данный момент мы знаем многое, но постоянно появляются новые теории и старые могут пойти на покой.
И опять же - не уходите от темы. Если следующий пост не будет касаться вопроса и темы разговора, то отвечать не буду.
Огромные животные - это животные нашего мира. Возможно, это будет открытием - но прежде гигантизм был распространён на нашей планете.
И хоббиты невосприимчивы к Кольцу не из-за "магии", а из-за особых моральных качеств.
Как уже было сотни раз сказано, и как разумно и талантливо парирует КЧ - законы физики в Арде никто не отменят, и огонь в нём работает так же, и так же работает металлургия, и даже мифрил - вполне себе реалистичный металл, а летать люди не способны.
А всё потому, что Толкин - не фентези, Толкин - это миф. Многоголовая гидра, китайские драконы, Змей Горыныч, Кельцекоатль - все эти твари и с ними связанные истории происходят в нашем мире, с нашими физическими законами, среди которых появляется нечто выходящее вне рамок, но являющееся частью мира. Магия эльфов - это их природа, их физика и биология. Нужно всего лишь выйти за пределы современного понимания мира, школьной программы и штампованного мышления. Иными словами, проявить воображение и перестать мыслить узкими современными понятиями. Ибо, как ни странно, даже сто лет назад физиология людей была в среднем другой, и другим было мышление и восприятие мира - а что уж говорить о временах легендарной древности?
Бедная Одинокая гора - то в неё входя, то уходят, потом возвращаются, потом снова уходят, потом снова входят, временно уходят и снова возвращаются. Какая-то гора-проститутка.