Там подход к созданию с другой стороны.
Я, например, в детстве был абсолютно упорот Стивенсоном. Так вот, "Остров Сокровищ" родился из обычного скетча Роберта для своего пасынка. Он просто от фонаря набросал остров с бухточками и пиратским крестиком, а уже потом развернулся в роман.
Тут же сначала была проработка элементов легенд, связывания их и помещения на локации.
Молодец, но я и не собирался обвинять его в нечистоплотности по финансам. Там за один Сильм сколько причитается.
Просто мне не очень понятна позиция, когда вроде экранизации отстой, Нью Лайн отстой, но мы с ними все равно... ну, по факту-то, - торгуемся.

"Зайнц не верил в успех Джексона" - но продюсеры сильно рискнули. 90 млн. (кажется) в реалиях 1999 года (раньше на пару лет, пока питчинг, пока каст, пока площадки и оборудование...) - это очень немало в абсолютых цифрах (хотя маловато для ВК). И это в те годы, когда репутация хай фентези на большом экране состояла из, спасигосподи, "Рыжей Сони" и "Сердца дракона".

ПрЕЕмников!!!
Пардон, это мое "стоп-слово". Что-то все на свете его писать разучились.
Ну, я это в комплексе вижу. И возрастная ригидность психики, и все же желание иметь больше роялти (иначе бы материальных тяжб на многие миллионы не было), и "вы просто не понимаете, нормально Шедевр никто не экранизирует..." Тут еще вечный филологический вопрос, когда произведение давно стало культурным феноменом в отрыве от автора.

"Достаточно заметить, что Толкин считал необходимым защитить авторским правом каждое слово вымышленных им языков и сами языки"
Хм. Если честно - для меня это, мягко говоря, тезис-открытие. Зачем нужен язык, на котором нельзя говорить из-за авторских ограничений? Вся титаническая работа языковеда - чтобы навечно остаться в книге?

"конфликт с компанией Саула Зайнца (редкостного мудака, на самом деле)"
Вот в этом вообще не сомневаюсь, студийная система Голливуда - абсолютный серпентарий, немудаки там не выживают.
Единственная его заслуга - он таки поверил Пиджею и пробил деньги, откуда мы и имеем эти фильмы.

Вот то, что отошел, не знал. Хотя понятно, возраст. Про сериал уже сказал.
"Девочки приняли Кили-Тауриэль примерно никак."
Нишмогла. Но идея скормить романтику была тоже. Кому-то ж пришла в голову идея.

"У них были Ли Пейс и Люк Эванс."
Обои два без сценарных воздыханий.

"Бардуил, Тильбо, Бард и Торин, Торин и Кили, Трандуил и Леголас. Это вот популярные шиппинги"
Спасибо, кэп, в девочковых фанфиках в любом случае будет 99% яоя.
Я подозреваю, что даже если зайти с козырей и дать им Берена и Лютиэн полностью по канону - один хрен будут писать о том, как Тингол Однорукого содомировал. Просто потому, что девочковое либидо так работает.
А мальчики работают несколько не так:) Нам нахрен не нужна ЛУБОФ с гномом, на Тауриэль можно было бы фапать и просто по факту ее наличия, не обязательно даже сюжетно важным элементом.

"2.5 часа битве, которая заняла 1.5 страницы - не оправданно."
Да, но было предсказуемо еще когда заявили три части. Битва на Пеленнорских полях тоже была куда менее убористой. Тут я просто надеялся, что будет эпик и глаз отдохнет. Эпик был, но едрить он тупой местами...

"Ну вот и да. Гимки нам не такой, Стрелка черным сделали, Хеймдаля тоже, Волкодава в свое время искалечили до неузнаваемости, из Кубка огня сделали несмотрибельную зелено-серую жижу..."
Про поттериану не скажу, глубоко в Роулинг не вникал.
"Темная Башня" сосет целиком, вне зависимости от расового вопроса. Идрис Эльба там даже пытается игрой немного тащить.
Хеймдалль - комиксовый в любом случае, я не воспринимаю Асгард Марвел как что-то, имеющее отношение к Эддам, кроме имен и некоторых "должностей". Хель вообще имеет гниющие ноги, великанша, дочь великанши и Локи, а никакая она не старшая дочь Одина. Тор и Локи должны быть оба рыжими. Чото не слышу воплей от фанатов Бланшетт (это я в т.ч.) и торса Криса Хемсворта (это, кажется, вообще все женщины фертильного возраста).
Гимли же именно зарезали на корню из готового образа. И Леголас НЕ НУЖЕН в "Хоббите". Максимум - небольшим камео.

"Но попытки отстоять "аутентичность" - это шкурный интерес Эстейтс."
Так они ж в итоге сторговались за сумму. Могли бы прямо сказать: вы не снимете по авторскому видению, идите в пиписю, мы не разрешаем съемки как таковые. Если их интересовала чисто литература.
"явно пытаясь не дать наплодить всяких Тауриэлей и прочую херотень"

А тут и вопрос производства.
ЕМНИП, когда к Профессору подошли первый раз с вопросами экранизации и набросками первых сценариев, которые предполагалось далее питчить, он дал гневную отповедь в стиле "вы невежды, ничерта не понимаете в средневековье, в чертоге Теодена окна вообще надо бычьим пузырем затягивать, потому что рохиррим не были такими мажорами, чтобы их стеклить".
Как медиевист он прав, я как историк всегда снимаю шляпу перед желанием достоверной реконструкции мира, пусть и фантазийного.
Но в кинопроизводстве следование канонам - еще не значит, что окупится. Ту же неземную лубоф для Кили придумали не потому, что в продюсеры затесался гномосексуалист - нужно девочкам продать билеты тоже. Бюджет-то огромный. Мне до сих пор грустно оттого, что из Гимли, простоватого стойкого воина и верного друга, сделали какое-то рыгающее шапито с гэгами "гыыыы, борода, гыыыыы, кольчуга длинная". Но я понимаю, что в блокбастере это почти неизбежное зло. Не был бы Гимли комик релифом - сделали бы Сэма дебилом, как Ральф Бакши. Чем-то жертвовать придется.

"И речь в иске не об упущенных прибылях с фильма. А об гостиницах, ресторанах, игровых автоматах и прочая и прочая"
Что тоже поздновато, компьютерной игроты по Средиземью они к тому моменту наклепали порядочно, "Возвращение короля" даже бодрым таким слэшером получился, я надолго в него залип.
Есть такой момент. Но со сроками прав на персонажей тоже что-то нужно делать, ситуация нездоровая. Автор безусловно имеет право на пожизненное распоряжение своими героями, но вот для следующих поколений все же, кмк, лучше более вменяемые сроки подбирать.

И еще есть вопрос медиамашины, которая продает под брендом самого покойного. Я вот, честно, не знаю, под каким соусом литературоведческие сайты писали новости о публикации "Детей Хурина", но в моей ленте новостей журналисты были единодушны - "приквел и прототип "Властелина колец"". Да-да, ученый опять насиловал журналиста, но цифры тоже неумолимы - больше миллиона экземпляров ушло за две недели в Штатах-Британии, превзойдя ожидания издателя в два раза. Хотим мы этого, не хотим - JRRT еще со времен культа по ВК в пятидесятых для общества больше франшиза высокого фэнтези, чем просто человек с потомками.

Тема-то болезненная для многих почитателей, и не только в этом случае. МНОГИХ комиксовых гиков бомбит от того, что Стэн Ли сейчас в одно лицо собирает славу и от креатива покойного Джека Кирби. Хотя тоже соавторы, друзья, весь современный Марвел - их карандашей дело, по сути.
Я тебя, кажется, не оскорблял. Я и правообладателя не оскорблял даже.
Я, как рядовой зритель и читатель, купивший и книги Профессора, и занесший на билеты в кино, только проигрываю в случае тяжб.
Обсуждалось, не сомневаюсь, окей, мог и пропустить, я не читал ВСЕ обсуждения фэндома, я не суперолдфаг сайта.

"Который, кстати, появился на свет после того, как Ворнерами был объявлен Хоббит как проект, что как бы намекает, на природу иска..."
А 80 миллионов они торчали с 1969 года. И только когда сага стала сверхуспешной в кино, только когда зашла речь о второй трилогии - тогда пресса и заговорила о тяжбах Толкин Истейта.

"Ты реально считаешь, что, если дело в наживе, то удерживать права за собой, и "кормится" с публикаций Истории Средиземья, которые интересны даже не половине аудитории, которая посмотрела бы фильм, это действительно отличная идея?"
А вот здесь двояко, кмк.
Можно любить и жить этим наследием, можно одновременно и быть очень скупым в материальных вопросах.
Пример такого автора даже - детский классик Эдуард Успенский. Да, он с душой писал своих нетленных персонажей. Но в вопросах материальных он постоянно в каких-то склоках по поводу их использования, роялти и т.д.
Тут может быть вполне похоже. И не все наследие однородно коммерчески. "Дети Хурина" стали неоспоримым бестселлером в США и Британии, хотя не все литкритики сочли эту книгу сопоставимой с прославленными работами Толкина. "История Средиземья" - тут соглашусь, продукт нишевый.

"Потому что Амазон имеет права и пилит сериал по черновикам."
Знаю, не упоминал потому, что не встречал еще даже грубых набросков синопсиса сериала. Я не в курсе, что именно они туда возьмут, а что выкинут, и по какой причине.
И вот она, новость из восьмого года:
"Наследник знаменитого писателя Дж.Р.Р. Толкина, его 83-летний сын Кристофер Толкин, готовит иск в суд на кинокомпании, которым принадлежат права на осуществленную экранизацию "Властелина колец" и проект фильма "Хоббит", пишет британское издание The Times.

Поводом для судебного разбирательства стали 80 миллионов фунтов стерлингов, которые, согласно договору подписанному в 1969 году, студия должна была выплатить сыну писателя в качестве авторских отчислений."

Обыкновенный. Денежный. Конфликт. На потенциальном заработке именем покойного знаменитого писателя наследник с продюсерами бабло не поделил.
С чего такой бугурт на ровном месте - я ХЕЗ.
Редакторские способности и заслуги самого Кристофера я ни разу под сомнение не ставил.
"Евангелие от Афрания" у него намного более целостное. В случае с кольценосцем у него идея "показать техноорков" очень быстро разваливается.
Ой, простите, здесь же положено фанатеть так, как скажут Хозяева Фэндома...
На самом деле, я плохо отношусь к любым многолетним копирайтам на персонажей. Это более чем неправильно. Персонажи Диснея не должны через 80 лет кормить правнуков Диснея. С Толкином ровно то же. Они не являются их заслугой.
Кристофер сделал очень многое для популяризации наследия отца, но через почти полвека после смерти Толкина его наследие можно уже переводить и в общее достояние человечества.
И нет, я не считаю Питера Джексона абсолютным мессией экранизации этих книг. Качественно сделал, но недостатков тоже хватает.