Речь не "Сильмариллионе", а о роли Кристофера в нём.
Что до нудятины, то мне вот, к примеру, легче читать скальдические саги или хроники Средних веков, или летопись Нестора в оригинале, чем "лёгкую" литературу, или, скажем, смотреть сериалы. А для большинства населения и сам процесс чтения, чтения чего угодно - нудятина.
Вы лингвист? Нет? Или литературовед? Потому что таки здравствуйте, это моя сфера.

Грима - это общегерманское имя, означающее "Шлем". Тот же элемент в имени одного из хоббитов - Айзенгрим, т.е. "Железный шлем"; с современным словом для обозначения "мрачного" или "хмурого" ничего общего не имеет. Wormtongue, как вам легко скажет всякий образованный в английском языке человек, состоит из Worm и Tongue: первое, вплоть до 20 века, имело в первую очередь значение "Дракон", "Змей", а в лингвистических реалиях Рохана (напомню, что в романе они говорят на англосаксонском) это значение будет ЕДИНСТВЕННЫМ. Т.е. прозвище Гримы буквально означает "Язык дракона", либо "Змееуст" (где "змий" - в значении "дракон"). Германский миф знает двух драконов (Йормунгард не в счёт, ибо он слишком абстрактен) - Фафнира и дракона из Беовульфа. Оба они, в сознании германцев, воплощают собой главное драконье свойство - красноречие. "Говорить как дракон", "Говорящий на языке драконов" - это распространённый комплимент, а "Язык дракона" - почётный титул, исключительно лестный. Грима сам называл себя так, а не только был называем другими.

Опять же, как отчасти литературовед, я вижу это всё в тексте ВК. Выше верно заметили, что Толкин скорее пишет саги, летописи и эпос, нежели роман в жанре фентези. Эти древние жанры требуют знания кодов, ключей к шифру, который был очевиден для древнего человека. Вероятно, я просто набил в этом руку; но я вижу в ВК, как в самодостаточном произведении, приёме "Беовульфа" - и просто их дешифрую. Впрочем, это вопрос восприятия и подхода. Я вполне допускаю, что для другого это будет не очевидно или не значимо.

Саруман не совращён Сауроном, и вообще был с ним в антагонизме. Саурон ни мгновения не доверял Саруману, а Саруман постоянно скрывал от своего "союзника" собственные планы. На это есть жирные намёки в тексте, хотя подробная информация, конечно, за пределами ВК.

Дэнетор - то же самое. Толкин постоянно описывает его как "шекспировского злодея", подчёркивает, что он выглядел как король, был прекрасен лицом, благороден в поступках, и заслужил уважение многих. Его падение - результат чудовищной ответственности, желания спасти всех и всем помочь, которое приводит его к тому, чтобы применить палантир. Саурон не совратил его, но просто надавил на слабости - на его чувство долга и ответственность, на его страх за сыновей и собственный народ. Саурон не подчинял себе его воли, а просто сломил её видениями конца. Я могу глубоко ошибаться, но вижу в этом очень реалистичного человека - умного и достойного, но сметённого враждебным миром, низведённого в прах и пепел.

Гендальф - вообще существо специфическое, и я соглашусь, что тут я преимущественно полагаюсь на второстепенные источники - особенно на черновики. Однако, из одного только ВК следует, что он был архитектором истории Арды на протяжении столетий, и, по сути своей, единственный, кто противостоял Саурону в масштабе, а не локально. В нём сплелось очень много архетипов, от Одина до архангела Михаила, а потому вот так, в рамках комментария, я его вам не раскрою. Могу лишь отложить этот вопрос для своего Каминного зала; тем более, что прямо сейчас готовлю пост о природе и оттенках зла у Толкина.
А что говорящего в имени Гримы? Его имя означает "тот, кто искусно владеет словом".
Заря героического фентези - это Говард. У Толкина не фентези, и не героическое, а мифопоэзия или мифотворчество.
Спорные у Толкина не только герои, но целые народы - история Нуменора и дунэдайн как пример. Гондор в конце Третьей Эпохи, эльфы как таковые, гномы - всё, кроме хоббитов, вызывает у Толкина рассуждения о двойственности человеческой природы. И Саурон, на секундочку, не злодей, который просто хочет творить зло - его образ прекрасно прописан, и это образ человека талантливого, но поверившего, что с помощью абсолютной власти можно установить всеобщее благо. Саруман - ещё один мотив непростого зла - зла, которое исходит из гордыни и зависти, которое само себя называет добром. А положителен ли Арагорн, например - тот, который обуреваем собственными демонами? А положителен ли Бильбо-простак, Гендальф-манипулятор? Откровенно положительных персонажа в книгах (мы ведь про книги говорим?) двое - Фарамир и Сэм. Все прочие проявляют разную степень сомнения, и, по задумке Толкина, иллюстрируют нам, как тонка грань и как опасна человеческая участь.
Это сродни штанам Арагорна - в книгах не упомянута ни борода, ни её отсутствие. А далее - как поведётся.
А насчёт детского - сугубо субъективно. Тогда и "Беовульф" детский, и "Старшая Эдда", и "Калевала"? Потому что Толкин воссоздаёт их язык, а не язык волшебной сказки.
Про полярность - обоснуйте. Статья Льюиса, отправленная выше, в помощь.
Важный вопрос - читали в переводе или оригинале? Это может многое изменить в восприятии, потому что переводчики ВК - в большинстве своём филонили.
Какие чёрно-белые тона? Вы точно прочли текст? Вот, комментарий Льюиса на тему:
http://eressea.ru/library/public/lewis1.shtml
И да - Перумов дно, его тут не любят.
Я очень устал отстаивать Кристофера. Поэтому просто прошу - не говорите, пока его БЛЯТЬ НЕ ПРОЧТЁТЕ.
Откуда это высокомерное отношение к Кристоферу? Без него и "Властелина Колец" бы не было в том виде, в котором он есть. Без него не было бы карт. Без него не было бы "Сильмариллиона". И вообще, читали ли вы собственно Кристофера, его лично, его авторский текст и комментарий? Он всегда подчёркивал, что в Легендариуме не может быть единства, а его задача как исследователя - представить нам историю на всех этапах её развития. Он пятьдесят лет положил на титанический труд изучения черновиков и набросков, составил из них одну из лучших книг ("Дети Хурина") и пару десятков томов материала для последующего изучения. Кристофер - учёный, самоотверженный и вдумчивый. Сперва прочтите все эти двадцать томов, а потом судите, блджад.